Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Анализ и самоанализ урока

Дата: 27 августа 2018 в 12:29, Обновлено 5 августа 2022 в 11:06

Опорная таблица для педагогического анализа урока

Дидактическая задача этапа

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактической задачи

Рекомендации

I. Этап.  Организация начала урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

  • Приветствие;
  • определение отсутствующих;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • готовность наглядных пособий, доски, мела и т.п.
  • раскрытие общей цели урока.
  • Требовательность, собранность, доброжелательность учителя;
  • отсутствие многословия;
  • ярко выраженная волевая направленность педагога.
  • Кратковременность оргмомента;
  • быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся;
  • полная готовность класса и оборудования к уроку.
  • Систематичность оргмомента;
  • последовательность проявления требований;
  • собранность, сдержанность, требовательность самого учителя.

II. Этап.  Проверка выполнения домашнего задания.

  • Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми (или большинством) учащимися;
  • устранение обнаруженных проблем;
  • проведение дальнейшего совершенствования знаний, умения и навыков учащихся.
  • Выявление уровня знаний учащихся, по заданному на дом заданию;
  • определение типичных недостатков в знаниях и причины их появления;
  • ликвидация недостатков в знаниях и причины их появления;
  • ликвидация недостатков.
  • Оперативность учителя, которая во многом обеспечивается целевой направленностью проверки домашнего задания;
  • система приемов, позволяющая проверить выполнение задания всеми (или большинством) учащихся.
  • Проверка учителем за короткий промежуток времени уровня знаний у большинства учащихся;
  • возможность в ходе проверки домашнего задания скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки;
  • реализация по домашнему заданию развивающий характер проверки.

Использование системы приемов которые позволяют опросить возможность выполнения домашнего задания большинством учащихся, оперативность учителя.

III. Этап.  Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

  • Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.
  • Актуализация опорных знаний и умений.
  • Формирование познавательных мотивов.
  • Постановка триединой дидактической цели урока;
  • организация действий учащихся по ее принятию.
  • Умение учителей определять и ставить триединую дидактическую цель урока;
  • владение приемами организации учащихся на деятельность по принятию цели.
  • Формирование дидактической цели вместе с учащимися;
  • активность каждого ученика, т.е.его деятельности по принятию цели.
  • Оценка значимости для учащихся нового материала;
  • умение показать чему учащихся должны научиться в ходе урока;
  • умение четко однозначно определить образовательную цель урока;
  • фиксацию этого в поурочном плане.

IV. Этап.  Усвоение новых знаний.

  • Сформировать у учащихся конкретные представления об сообщаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связях;
  • выделить главное;
  • провести обобщение вместе с учащимися;
  • на основе знаний нарабатывать умения.
  • Сообщение учителем нового материала (или самостоятельная работа учащихся);
  • восприятие учащимися этого материала;
  • осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация его.
  • Опора на жизненный опыт учащихся;
  • индивидуальный подход по дозе помощи;
  • организация учащихся на оперирование усваиваемым содержанием.
  • При использовании объяснительно-иллюстративного метода преподавания критерием успеха будет включение учащихся в активную деятельность и качество ответа на вопросы.
  • Использование педагогических приемов, инноваций образовательного процесса, применение ТСО, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала;
  • запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, тезисов конспекта;
  • самостоятельная работа с книгой;
  • использование наглядности;
  • составление таблиц первичного обобщения материала;
  • актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.

V. Этап.  Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

  • Установить осознанность усвоения содержания нового учебного материала;
  • усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами;
  • установить выявленные пробелы и на этой  основе решить можно ли переходить к следующему этапу.
  • Проверка учителем того, поняли ли учащиеся, что является содержанием урока, которое нужно усвоить;
  • проверка полноты и осознанного усвоения знаний.
  • Использование учителем вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся;
  • постоянные обращения к классу;
  • определение пробелов в ходе проверки успехов учащихся.
  • Показывают ли при опросе сильные и слабые учащиеся понимание основного содержания усваиваемых знаний;
  • привлекается ли класс к выполнению и оценке ответа товарищей;
  • устранялись ли выявленные пробелы и нацеливались на их устранение на последующих этапах урока.
  • Постановки вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся;
  • создание нестандартных ситуаций;
  • обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, найти другое решение;
  • учет дополнительных вопросов со стороны учащихся для выяснения пробелов в знаниях.

VI. Этап.  Закрепление знаний.

  • Организация деятельности учащихся по применению изученных знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач.
  • Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков конкретизации знаний.
  • Включение учащихся в деятельность не только по воспроизведению, но и по оперированию знаниями;
  • организация деятельности школьников по включению новых знаний в систему раннее изученного.
  • Умение учащихся распознавать, воспроизводить новое содержание;
  • применять новые знания к объяснению явлений, к решению задач;
  • выявление и устранение недостатков в знаниях и умениях;
  • умение учащихся соотносить между собой факты;
  • умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их;
  • активность учащихся.

Овладение рациональными методами и приемами контроля знаний, умений учащихся.

VII. Этап.  Обобщение и систематизация знаний.

Усвоение системы понятий по курсу межкурсовых понятий.

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы внутри учебного предмета и межкурсовые.

Умение учителя ставить вопросы, давать задания, направленные на обобщающую деятельность учащихся по включению части в целое.

Знание учащимися не только отдельных фактов, правил, но и  законов, теорий целостной картины мира.

  • Вычленение в изучаемом наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;
  • восприятие отличительных признаков;
  • использование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации;
  • постановка перед учащихся учебной проблемы, создание проблемной ситуации;
  • постановка эвристических вопросов.

VIII. Этап.  Контроль и самопроверка знаний.

  • Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков нескольких учащихся;
  • выявление недостатков и причин их появления;
  • стимулирование учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
  • Проверка полноты, осознанности и прочности знаний, умений и навыков;
  • проверка сформированности общих учебных умений;
  • установление положительных и отрицательных сторон в знаниях;
  • рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью товарищей.
  • Постановка дополнительных вопросов для проверки и действенности знаний;
  • использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний;
  • опора на помощь учащихся путем рецензирования ответов и др.
  • Всесторонность проверки знаний, умений и навыков;
  • рецензирование ответов учителем и учащимися с указанием положительного и недостатков в знаниях, конкретность предложений по ликвидации пробелов или стимулированию дальнейшего интереса к предмету;
  • активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
  • Организация индивидуальных, групповых, фронтальных ФОПД с использованием самых различных методов проверки знаний (фронтальная беседа, тестовая проверка и др.);
  • постановка дополнительных вопросов, которые проверяли бы прочность знаний;
  • создание при опросе нестандартных ситуаций.

IX. Этап.  Подведение итогов урока.

  • Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности;
  • показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.
  • Дать общую характеристику работы класса;
  • показать успешность овладения содержанием урока;
  • вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
  • Умения быстро охватывать педагогические приемы, помогающие  успешности усвоения знаний, и определять типичные недостатки процесса преподавания;
  • умение учесть реальные возможности.
  • Краткость и емкость анализа с учетом типичности;
  • определение мер для последующей работы тем, кто затрудняется.

Определение учителем  эффективности урока и на этом основании составить план пути ее повышения.

X. Этап.  Информация о домашнем задании.

На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовке к дальнейшему обучению.

Сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

.

Умение дать методические советы по выполнению домашнего задания.

  • Работа по инструктированию в рамках времени урока, запись на доске параграфов, номеров задач и заданий;
  • успешность выполнения домашнего задания к следующему уроку.
  • Проводить этап в границах урока;
  • включать в состав домашнего задания познавательные задачи, вопросы;
  • дифференцировать подход к отбору материала для домашнего задания.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.