Профилактика наркотической и алкогольной зависимости – залог здоровой нации
Профилактика пьянства и алкоголизма. Формирование здорового образа жизни
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Алгоритм сбора информации по факту буллинга
Что делать?
- не игнорировать (не преуменьшать значение сложной ситуации, так как всё происходящее имеет последствия);
- занять позицию (если вам стало известно о случае Буллинг, нужно занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации).
Коррекционная работа с учащимися, имеющими признаки зачинщиков и жертв, или ставшими ими. Разговор с учащимися (обсудить с подростками случай буллинга). Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинг или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех подростков, которые ведут себя позитивно). Для того, чтобы понять, как исправить статус изгоя, следует понять причину, по которой началось преследование. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями. Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле.
Проинформировать педагогический коллектив (педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, ресурсно-консультативный центр и т.д.) Предпринять меры психолого-педагогической и социальной поддержки, направленные на личностное развитие ребенка. Профилактическая и развивающая деятельность по формированию навыков бесконфликтного взаимодействия.
Провести работу с родителями подростка (если такая возможность имеется): обозначить для всех членов семьи рамки и ограничения неприемлемого поведения, родительская любовь для ребенка вещь не очевидная, если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят и это сформирует у него чувство беспомощности и незащищенности, а, следовательно, и неуверенности в себе. Проведение бесед и просветительской работы по темам: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы эффективного взаимодействия с ребенком», «Стили семейного воспитания», «Профилактика жестокого обращения с ребенком», «Как научить ребенка быть сильным», «Профилактика суицидального поведения у детей». Тренинги для родителей «Эффективный родитель».
Выстроить план работы по урегулированию сложной ситуации и активно применять индивидуальные и групповые занятия и беседы, наблюдения, тренинги и т.д. Диагностика на определение уровня агрессивности Басса-Дарки, определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел). Формы проводимых коррекционных мероприятий включают в себя беседы «Ответственность», «Умение решать конфликты», тренинги «Саморегуляция», «Способы выхода из конфликтных ситуаций», «Психологические защиты», «Из конфликта – с позитивом», «Способы эффективного общения», «Толерантности», «Способы эффективного общения», «Позитивное мышление». Подготовка информационных стендов «Ответственность», адреса, телефоны доверия. Сеансы цветотерапии, направление на снижение стрессового состояния, психологическую разгрузку.
В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков. Необходимо решать проблема воспитания детей и подростков в социокультурных условиях, решать воспитательные задачи: воспитание у подростков принципов гуманизма, духовности, культурных ценностей, гражданской ответственности, совершенствование навыков межличностного общения детей, дружбы, взаимопомощи, доброжелательности, справедливости.
В основу программы противодействия буллингу должны быть заложены следующие принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, семья, культура, знания, отечество, мир и т.д.)
- субъективность (содействие педагога развитию способности ребёнка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни).
Давайте будем прислушиваться к зову сердца и быть внимательней к нашим учащимся. Давайте будем объяснять им как можно чаще, что надо защищать беззащитных. И самое главное: давайте сделаем все возможное и невозможное для того, чтобы наши дети выросли добрыми и хорошими.
Методические рекомендации профилактики и коррекции буллинга
для родителей
Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.
В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.
Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.
Ребенок:
- неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины;
- никогда не упоминает никого из одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;
- ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;
- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга
- прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним;
- убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
- сообщить об этом учителю и школьному психологу;
- сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
- если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;
- при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
- в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам;
- ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
- успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».
Не отчаивайтесь, поддерживайте ребенка, если он оказался в роли жертвы школьного насилия, и вместе ищите ресурсы для преодоления ситуации. Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить самооценку. Очень часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования.
В первую очередь, ребенок может пожаловаться учителям. И если учителя настроены на поддержание порядка и дисциплины среди учеников, то они могут попытаться помочь ему. Поговорить с его обидчиками, вызвать в школу их родителей и призвать их провести воспитательную работу со своими детьми. Или собрать вместе ребенка, подвергаемого насилию, и его обидчиков и постараться разобраться в их взаимоотношениях.
Далее, родители должны немедленно заняться формированием сильной системы ценностей у ребёнка. Так как на роль жертвы избирают не каждого: выбирают всегда того, кто позволяет унижать себя один раз и второй, и третий, и где обидчики всегда уверены, что так будет продолжаться дальше. Поэтому родителям необходимо своему ребёнку привить навыки психологической защиты, научить его технике общения с другими людьми. Нужно обязательно научить ребенка не только четко понимать свои ценности и свою позицию, но и отстаивать ее, уметь прогнозировать поступки других людей, отсекать провокации в их интонациях и попытках сближения, отслеживать все значимые поведенческие моменты в коллективе, и так далее. Обязательно нужно учить, как различить манипуляцию, как распознать ложь. Любая манипуляция – это ложь, это лживое общение. Манипуляция – это что? Это способ достижения результата от человека, когда человек не хочет этого.
Что конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:
- научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
- наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками;
- участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;
- если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка. Если родитель может часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть на вас с восхищением, и вряд ли тронут вашего ребёнка;
- приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;
- ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как вяснения происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать.
- повышать самооценку ребёнка;
- в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;
- помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
- если ребёнок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;
- не показывать свой страх и слабость перед булли, если таковые отношения имеются, и вместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них.
- не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;
- не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;
- учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.
Советы для учащихся к теме «Насилие в семье»
Советы для детей младших классов
- Всегда сообщай родителям, куда ты идешь
- Всегда гуляй в компании друзей
- Не ходи с друзьями в безлюдные места ночью
- Не принимай подарков от незнакомцев
- Если кто - то предлагает сопровождать тебя – спроси разрешения у родителей
- Если испугался – беги к людям
- Ни с кем не обсуждай своих проблем, как бы плохо тебе не было
- Не открывай никому дверь и не отвечай на вопросы через дверь
- Если кто – то пытается ворваться в квартиру, звони в милицию а затем открой окно и кричи, зови на помощь
- Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, – не подходи близко и ни в коем случае не соглашайся сопроводить их даже если тебе по пути
- Никто не имеет право прикасаться к тебе. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
- Если кто - то испугал тебя, сразу иди в безопасное место, туда, где много людей
- Всегда настаивай на получении разрешения от родителей, если тебя куда-нибудь приглашают
Советы для подростков
- НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, поговори с преподавателем, или кем-то кого ты уважаешь. Как только ты убежишь из дома ты окажешься в руках людей, которые попробуют использовать тебя в наркобизнесе, порнографии или проституции
- Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, вы – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе
- Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых.
- Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали
- Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами
- Гуляй в группах или с другом
- Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов
- Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
- Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины
Памятка (подростку)
Если вы не хотите стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:
1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.
2. В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.
3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.
4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.
5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.
6. Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.
7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.
8. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так. Обращая внимание на знаки подобного рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых.
9. Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.
Памятка родителям
Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!
Физические наказания:
1.Преподают ребенку урок насилия
2. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим
3. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве
4. Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию
5. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только позже.
6. Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок из этого выносит ребенок?
1.Ребенок не заслуживает уважения.
2. Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
3. Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).
4. Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
5. Отрицание чувств - нормальное здоровое явление.
6. От взрослых нет защиты.
Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?
1.Насмешками над слабыми и беззащитными
2.Драками с одноклассниками
3.Унижением девочек, символизирующих мать
4. Плохим отношением к учителю
5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.
Фотоотчёт: Встреча с участковым-инспектором РОВД по теме "Насилие в семье"
Месяц |
Тема |
март |
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, 1 марта) |
апрель |
Я выбираю здоровье (ко Всемирному дню здоровья, 7 апреля) |
май |
Мы против жестокого обращения с детьми! Профилактика насилия в семье (ко Всемирному Дню семьи) |
июнь |
Профилактика наркотической и алкогольной зависимости — залог здоровой нации |
июль |
Противодействие торговли людьми и использованию рабского труда (ко Всемирному дню борьбы с торговлей людьми, 30 июля) |
август |
Основные причины подростковой преступности и пути их решения |
сентябрь |
Социально-психологическая профилактика суицидального поведения среди молодежи (ко Всемирному дню предотвращения суицидов) |
октябрь |
Кибербуллинг как новая форма угрозы безопасности личности ребенка |
ноябрь |
Стресс и стрессоустойчивость. Как повысить стрессоустойчивость подростков |
декабрь |
Буллинг в подростковой среде: причины и последствия |
январь |
Профилактика конфликтов в молодежной среде |
февраль |
Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних |
Положение о проекте «Школа правового просвещения»
Общие положения
Школьный возраст является значимым периодом формирования правовой культуры. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него, и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция. Актуальной является необходимость разъяснять подросткам и их законным представителем, работникам учреждения права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством Республики Беларусь; осуществлять консультирование по правовых вопросам; оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.
Правовая культура – общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Правовое воспитание – это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
Основной целью проекта «Школа правового просвещения» (далее проект) является содействие созданию в учреждении образования эффективной системы правового воспитания и просвещения обучающихся, субъектов образовательного процесса, способствующей снижению уровня правонарушений и преступлений.
Основными задачами проекта являются:
1. Правовое просвещение субъектов образовательных отношений.
2. Координация деятельности педагогических работников по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.
3. Популяризация идей нормативных и правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий.
4. Формирование у обучающихся потребности в безопасной жизнедеятельности и соблюдении правовых норм как основы способности противостоять вредным привычкам и негативным тенденциям.
5. Организация эффективного взаимодействия всех заинтересованных структур и ведомств в работе с обучающимися, требующими особого педагогического внимания.
6. Создание в учреждении образования социально безопасной среды для детей и подростков в рамках правового поля Республики Беларусь.
Проект реализуется в течение 2020 -2021 годов.
Порядок реализации проекта.
1. Проект реализуется в каждом учреждении образования области в соответствии с настоящим Положением.
2. В работе проекта принимают участие (эксперты) заместители председателей комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудники правоохранительных и судебных органов, прокуратуры, представители системы здравоохранения, отделов образования, спорта и туризма (отделов образования) администраций районов г Гомеля, управления образования, социально – педагогических центров, студенты ВУЗов, обучающиеся по специализации юридического профиля и т.д.
3. Мероприятия в рамках проекта проводятся в течение первой декады каждого месяца по теме, актуальной для учреждения образования или по предложенной тематике (приложение).
4. Анонс о дате, месте и времени проведения мероприятия, приглашенном госте (эксперте) размещается на информационном стенде, официальном сайте учреждение образования не позднее первого числа каждого месяца.
5. Информацию о проведенном мероприятии размещается на официальном сайте учреждения образования в течение двух дней после его проведения.
6. Форму проведения мероприятия, категорию аудитории (учащиеся, законные представители, педагогические работники) определяет учреждение образования после согласования с приглашенным экспертом.
7. Координаторами проекта являются государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования» (для учреждений общего среднего образования, учреждений образования областного подчинения), государственное учреждение образования «Гомельский областной социально-педагогический центр» (для социально- педагогических центров районов, г Гомеля), учреждение образования «Гомельский государственный областной учебно-методический центр профессионального образования» (для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования).
Примечание.
В рамках реализации проект будет проводиться анкетирование по правовому просвещению. Материалы будут направлены дополнительно.
Профилактика конфликтов в молодёжной среде
Конфликт (от латинского «столкновение противоположных интересов, стремлений, серьезных разногласий») – острый спор, приводящий к борьбе.
Современный мир сложен и многообразен. Мы ежедневно получаем множество вызовов и вынуждены быстро на них реагировать, принимать определенные решения, что часто взрослым дается непросто, подросткам приходится еще труднее. Этот период жизни очень важен с точки зрения формирования личности, подростки переживают кризис, у них повышена эмоциональная чувствительность и зависимость от многих факторов.
Конфликтность подросткового возраста кроется не только в особом периоде становления личности, но и в особенностях взаимодействия с окружающим миром. Неудачно сказанное слово, неверно выбранная интонация, неловкая шутка, категоричность высказывания могут стать источником не только недопонимания, но и привести к конфликту, проявлению агрессии, жестокости. Конфликты в подростковой среде часто основаны на импульсивности, негативных эмоциях, неприязни. Чрезвычайно важно в этот период жизни человека совершенствовать коммуникативные навыки.
Подростки XXI-го века, с одной стороны, такие же, как и их сверстники 30, 40, 50 лет назад, но есть и существенное различие. Современные подростки родились в эпоху существования интернета, мессенджеров, социальных сетей, они родились в то время, когда поток информации захлестнул человечество с большой скоростью. И если взрослые учатся ориентироваться в этом потоке, учатся правильному поиску информации, ее критическому осмыслению в осознанном возрасте, то современные подростки жизни без интернета не знают. Им приходится одновременно учиться жить в современном мире как виртуальном, так и реальном. На сегодняшний день часто подросткам гораздо комфортнее в виртуальном мире, в котором эмоции можно выразить смайлом или эмодзи, где для общения иногда хватает нескольких емких слов. То есть, парадигма общения современных подростков меняется, проводя больше времени в интернет пространстве, они теряют те коммуникативные навыки, которые необходимы для реальной жизни. Молодым юношам и девушкам трудно распознавать собственные чувства и эмоции, эмоции окружающих людей. Специфика общения в интернет пространстве трансформирует коммуникации современного подростка, они переносят особенности виртуального общения в реальную жизнь: легко идут на конфликт, не чувствуя ответственности за слова и поступки, отсутствует вариативность в общении, присутствует стереотипность поведения.
Конфликт в подростковой среде связан со стремлением отстоять свое положение, свою позицию. Возникновению конфликта способствуют также информационные перегрузки, плохая обратная связь, искажение сообщений.
Появлению конфликтов в подростковом возрасте способствуют новообразования:
повышенная возбудимость, частая смена настроения (плаксивость, агрессивность, негативизм, апатия);
чувство взрослости – потребность подростка в отношении к себе как к взрослому;
склонность к рефлексии (как правило, самопознание происходит за счет сравнения себя с другими людьми, из-за чего нередко возможно развитие кризиса);
развитие волевых качеств;
интерес к противоположному полу и начало романтических отношений.
Конфликт в широком смысле – это столкновение сторон, мнений, сил.