Анкета для учащихся "Безопасность и Интернет"
Профилактика киберпреступности среди несовершеннолетних.
С каждым годом интернет-мошенники и взломщики становятся все моложе. Современные подростки проводят в интернете большую часть своего времени, но возможности Всемирной паутины каждый использует по-разному. Около 92% родителей Беларуси не знают о потенциально опасных активностях своих детей в интернете. При этом 58% несовершеннолетних скрывают от родителей, чем на самом деле они занимаются в сети.
За 10 месяцев текущего года в Гомельской области было совершено 4 киберпреступления несовершеннолетними.
Самым распространенным способом киберпреступлений среди несовершеннолетних – использование банковских карт родителей (других членов семьи) при покупке донат.
Донат — в онлайн играх обычно обозначает оплату игроком дополнительных бонусов, уникальных предметов и прочих благ, не доступных обычным путем, без оплаты реальными деньгами. Чаще всего, в чистом виде, донат встречается в бесплатных играх — увеличенная скорость прокачки, уникальная и мощная экипировка, хитрая валюта за которую можно купить в игре что-то ядреное, вкусности, оружие и т.д. В платных же играх, как например World of Warcraft, под донатом подразумевается приобретение уникальных петов или персонажей (животные, существа, привязанные к персонажу и сопровождающие его в игре) и маунтов (средство передвижения доступное персонажу), доступных в игре только за наличные деньги.
Родителям также рекомендовано с использованием сети Интернет изучить игровой сленг, на котором общаются подростки, для того чтобы понимать о чем идет речь при общении с ребенком. Также ребенку очень нравится, когда его родители спрашивают, что означает то или иное слово. Таким образом, устанавливаются с ребенком доверительные отношения.
Многие родители не зная, что их ребенок геймер тратит свои карманные деньги на донат игр, становиться зависим от этого. Ребёнок геймер донатит, чтобы казаться лучше других игроков и иметь преимущество над ними в игре.
Дети, совершая оплату своих персонажей чужими банковскими картами, нарушают ст. 212 Уголовного Кодекса РБ (хищение имущества путем модификации компьютерной информации).
Под данную статью уголовного кодекса попадают следующие действия несовершеннолетних:
- С использованием найденной банковской карты осуществляют снятие денег в банкомате либо оплачивают с использованием платежного терминала покупки в торговых точках (магазины, кафе
и т.д.). - С использованием украденной банковской карты производят оплаты в Интернет-магазинах (Aliexpress, Joom и т.д.).
- Активируют на мобильном телефоне другого человека услугу, предоставляемую компанией А1, «А1-банкинг» и переводят на свой абонентский номер телефона деньги, которые предоставляет компания в качестве кредита в размере 100 рублей.
Несовершеннолетние за совершение таких киберпреступлений несут уголовную ответственность с 14 лет!
По статьи 212 УК Республики Беларусь:
1. Хищение имущества путем модификации компьютерной информации –
наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, –
наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, –
наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
4. Деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Кроме этого в поле зрения правоохранителей попадают несовершеннолетние, совершающие несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст. 349 УК Республики Беларусь).
Данные действия заключаются в следующем:
Несовершеннолетние осуществляют несанкционированный доступ к электронной почте, учетным записям на различных сайтах, игровых платформах, в том числе в социальных сетях, а также к информации, содержащейся на компьютере, в смартфоне, с использованием различных программ удаленного доступа, методов социальной инженерии, таких как «вишинг» и «фишинг» (когда получаешь логины и пароли путем обмана и введение в заблуждение владельца информацией). Как правило, несанкционированный доступ к компьютерной информации влечет за собой совершение ряда киберпреступлений, таких как ст. 350 (уничтожение, блокирование или модификация компьютерной информации) или ст. 208 УК (вымогательство).
Чаще всего несанкционированный доступ осуществляют к учетным записям социальных сетей «ВКонтакте» и «Instagram».
Несовершеннолетние за совершение таких киберпреступлений несут уголовную ответственность с 16 лет!
Максимальный срок наказания по ст. 349 УК составляет 7 лет лишения свободы, по ст. 350 УК – 10 лет лишения свободы, по ст. 208 УК – 15 лет лишения свободы.
Рекомендации по профилактике киберпреступлений среди несовершеннолетних.
Первое и самое главное правило «Установите с ребенком доверительные отношения и положительный эмоциональный контакт в вопросе использования сети Интернет».
Для детей от 10 до 13 лет.
- создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;
- используйте средства фильтрации нежелательного контента;
- приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета;
- поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;
- расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.
На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты:
- услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ к Интернет сайтам, содержащим нежелательный контент;
- функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр);
- функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (напримерKasperskyInternetSecurity, NortonInternetSecurity), позволяющие контролировать запуск различных программ, использование Интернета (ограничение по времени), посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого, пересылку персональных данных;
- специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например, КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие.
Подростки в возрасте 14-17 лет.
- интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;
- настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета;
- напоминайте о необходимости обеспечения конфиденциальности личной информации;
- предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности.
В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю, социальному педагогу учреждения образования, в правоохранительные органы по месту жительства.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
1 июля 2017 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», согласно которому Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» дополнен главой 4-1 «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В соответствии с дополнением, каждый ребёнок имеет право на защиту от информации, способной оказать негативное влияние на его здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие, в том числе на защиту от информации, побуждающей к нанесению телесных повреждений или самоубийству, описывающей средства или обстоятельства самоубийств» (статья 37-1)
В целях обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, запрещается распространение информационной продукции в виде продукции средств массовой информации, печатных изданий, аудиовизуальных произведений, фонограмм, игр, в том числе игр с электронным дисплеем, компьютерных игр и программ на любых видах носителей, либо в виде информации, распространяемой посредством культурных мероприятий (далее – информационная продукция), без присвоения знака возрастной категории, представляющего собой звуковое и (или) визуальное предупреждения, указывающие на возрастную категорию детей, среди которых допускается распространение информационной продукции, за исключением случаев, когда наличие такого знака является необязательным в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Правила работы в сети Интернет:
1. Не входите на незнакомые сайты.
2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
4. Никогда не посылайте никому свой пароль.
5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
6. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
9. Не всей информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
10. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.
11. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.
Памятка для родителей, как обучать детей и подростков безопасному поведению в сети интернет
В настоящее время сеть Интернет получила огромное распространение, не только на работе, но и дома. Множество провайдеров по весьма низким ценам предлагает доступ во всемирную паутину. Интернет вошел в каждый дом. Детям, конечно, очень интересно покопаться в сети, найти, посмотреть что-нибудь интересное, поиграть в игры, скачать программу. В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\TemporaryInternetFilesв операционной системе WindowsVista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
Советы по безопасности в сети Интернет для детей:
-Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
-Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
-Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
-Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
-Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
-Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
-Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
-Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
-Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
-Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.
-Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
-Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
-Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
-Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
-Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
-Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
-Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование моделируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
-Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.
Мероприятия по обеспечению информационной безопасности обучающихся школ
1. Помещение на сайте школы информационного и рекомендательного материала по вопросам просвещения родителей в области защиты детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию.
-Проведение единой недели "Позитивный Интернет" в школе.
-Родительское собрание "Как защитить детей от интернет-угроз".
-Проведение диагностики готовности учащихся различных возрастных категорий к безопасному поведению в информационной среде.
II. Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
-Проведение внеурочных занятий с учащимися по теме «Приемы безопасной работы в интернете».
-Охват учащихся школы занятиями по медиабезопасности.
-Ознакомление родителей с информационным курсом для родителей по защите детей от распространения вредной для них информации.
-Ознакомление родителей с информацией по медиабезопасности.
III. Внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно - программных и технико - технологических устройств.
IV. Профилактика у обучающихся интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно - телекоммуникационных технологий, формирование навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно - телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации.
-Проведение медиауроков по теме «Информационная безопасность».
-Обеспечение охвата учащихся школы занятиями по информационной безопасности.
-Проведение ежегодных мероприятий в рамках недели «Информатики» для учащихся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и их родителей.
-Повышение грамотности обучающихся, родителей (законных представителей) по проблемам информационной безопасности.
V. Внедрение и использование программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся школы к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания.
VI. Информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
-Проведение родительских собраний о роли семьи в обеспечении информационной безопасности детей и подростков.
-Проведение мероприятий (лекций, семинаров, практикумов, тренингов и т.п.), в том числе с применением дистанционных технологий, по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса.
-Повышение грамотности родителей по вопросам информационной безопасности учащихся.
-Размещение на официальном сайте школы ссылок на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса.
-Консультации школьного психолога по вопросам профилактики компьютерной зависимости у детей.
Безопасный интернет. Что подросток должен знать о правилах поведения в интернете?
Невозможно представить нашу жизнь без интернета. Мы ищем информацию в сети интернет, общаемся с людьми из разных уголков мира, играем в онлайн игры, делаем покупки. Удобно, быстро, легко. Но так ли безопасен интернет? Важно соблюдать определенные правила, чтобы обезопасить себя и своих родных.
Используя социальные сети, либо любые другие онлайн-сервисы, позаботься о своей конфиденциальности и конфиденциальности твоей семьи и друзей.
1. Нежелательно размещать персональную информацию в интернете: номер мобильного и домашнего телефона, адрес, номер школы, личные фотографии, информацию о том, где проводишь свободное время.
2.Дважды подумай прежде, чем рассказать о чем-нибудь в онлайн-среде. Где ты живешь, в какой школе учишься, номер телефона должны знать только твои друзья и семья.
3. Учти: если ты публикуешь фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.
Помни, что, разместив информацию, фотографии или любой другой материал в сети, ты уже никогда не сможешь удалить его из интернета или помешать другим людям использовать его.
4. Не отправляй фотографии людям, которых ты не знаешь лично. Не надо, чтобы незнакомые люди видели твои личные фотографии.
5. Используй веб-камеру только при общении с друзьями.
6. Если ты зарегистрировался на сайте социальной сети, используй настройки конфиденциальности, для того чтобы защитить твой онлайн-профиль таким образом, чтобы только твои друзья могли его просматривать. Попроси своих родителей помочь с настройками, если сам затрудняешься.
7. Прежде чем ввести любую информацию о себе на каком-либо сайте, узнай, как может быть использована эта информация. Может ли быть опубликована вся информация или ее часть и, если «да», то где? Если ты испытываешь дискомфорт от объема запрашиваемой информации, если ты не доверяешь сайту, не давай информацию. Поищи другой похожий сервис, для работы с которым требуется меньше информации, или его администрация обещает более бережно обращаться с твоими данными.
8. В сетевых играх выбирай такой ник, который не содержит никакой личной информации.
Общение в социальных сетях
1. В сети ты можешь общаться с людьми, ранее тебе неизвестными. Ты можешь получать просьбы от незнакомцев, которые хотели бы, чтобы ты включил их в твой список контактов и иметь возможность видеть твой профиль, но тебе не обязательно принимать их. Нет ничего плохого в том, чтобы отклонить приглашения, если ты в них не уверен. Получение большего количества контактов не является целью общения в социальной сети.
2. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.Интернет-друзья могут на самом деле быть не теми, за кого они себя выдают, поэтому не встречайся с интернет-друзьями лично. Или приди на первую встречу с родителями или друзьями.
3. Нормы поведения и нравственные принципы одинаковы как в виртуальном, так и в реальном мире. Общаясь в интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать.
4. Если кто-то оскорбляет или обижает тебя в интернете то:
- Игнорируй, не отвечай обидчику. Если он не получает ответа, ему может это наскучить и он уйдёт.
- Заблокируй этого человека. Это защитит тебя от просмотра сообщений конкретного пользователя.
- Расскажи кому-нибудь: своей маме или папе, или другому взрослому, которому доверяешь.
- Сохрани доказательства. Это может быть полезным для поиска того, кто пытался тебя запугать. Сохрани в качестве доказательств текст переписки, электронные письма, онлайн-разговоры или голосовую почту.
Это важно!
1. Не размещай ничего такого, о чем ты бы не хотел, чтобы узнали другие, чего ты бы никогда не сказал им лично.
2. Уважай контент других людей, который ты размещаешь или которым делишься. Например, фотография, которую тебе дал друг, является его собственностью, а не твоей. Ты можешь размещать ее в онлайн-среде только, если у тебя есть на это его разрешение, и ты должен указать, откуда ты ее взял.
3. Незаконное копирование продуктов труда других людей (музыки, игр, программ и т. д) считается плагиатом (умышленное присвоение авторства чужого произведения).
4. Нельзя открывать файлы, присланные от неизвестных вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с нежелательным содержанием.
5.Не верьте всему, что вы видите или читаете в интернете. При наличии сомнений в правдивости какой-то информации следует обратиться за советом к взрослым.
6. Научитесь доверять интуиции. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, поделитесь своими впечатлениями с взрослыми.
Памятка
по безопасному поведению в Интернете
-
- Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
- Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений.
- Защитите свой компьютер.
- Используйте надежные пароли и храните их в секрете.
- Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
- Не допускайте грубости в интернете, блокируйте веб-агрессоров.
- Не добавляйте незнакомых людей в свои контакты
- Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.
- Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.
- Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.
20 шокирующих фактов о социальных сетях
1. Причиной каждого третьего в мире развода являются социальные сети.
2. Приблизительно пятнадцатью процентами пользователей социальные сети применяются для организации слежки. Это большей частью практикуется спецслужбами.
3. Среди пользователей соцсетей 37% публикуют в них малоинтересные сведения о собственной личной жизни.
4. Исследованиями установлено, что нахождение в соцсетях ведет к увеличению риска самоубийства, так как человек до минимума сводит свое общение с окружающими и отрешается от действительности.
5. В соответствии со статистикой количество преступлений на сексуальной почве, направленных на несовершеннолетних, выросло из-за соцсетей в 26 раз.
6. Ежегодно около 100 человек лишаются жизни из-за сообщения, оставленного в соцсетях, и эта цифра возрастает.
7. Социальные службы используют для вербовки своих агентов не только спецслужбы, но и различные группировки, в том числе террористической направленности.
8. Социальные сети сужают кругозор человека: он становится зависим от пустых и ненужных сообщений.
9. Чрезмерная увлеченность соцсетями, по данным исследований, ведет к снижению иммунитета, сердечно-сосудистым болезням и душевной дисгармонии. Активные, но не дающие развития мыслительные процессы наряду с малой подвижностью способствуют развитию заболеваний эндокринной системы.
10. В соцсетях знакомится каждая пятая семья в мире.
11. Средний пользователь посещает аккаунт дважды в день.
12. У среднего пользователя друзьями числится 195 человек.
13. К 2010 году доступ к соцсетям имело уже 96% населения всей планеты.
14. Наиболее активна Интернет-аудитория в России: средний пользователь проводит в нем 6,6 часов в неделю, просматривая 1307 Интернет-страниц.
30. 80% компаний мира подбирают сотрудников с помощью соцсетей.
15. У Бритни Спирс и Эштона Катчера фолловеров столько же, сколько населения в Ирландии, Панаме или Норвегии.
16. Популярные соцсервисы продолжают хранить удаленные пользователями изображения.
17. По числу пользователей лидирует Facebook – 1 миллиард.
18. В сети популярность социальных сетей по результатам проведенного опроса составила: Одноклассники - 73%, Вконтакте - 62%, Facebook - 18%, Twitter - 9%, Livejournal - 3%, LiveInternet - 2% и 1% не знает о сетях ничего.
19. Еженедельно в социальных сетях дети проводят: от 7 до 14 часов – 23%,
14-21 час – 57% и больше 21 часа – 20%.
20. Каждый пятый ребенок из семи дней недели один тратит на соц.сеть .